К сожалению, иногда нам приходится отказываться от приобретённого товара по различным причинам. В таких случаях мы сталкиваемся с возвратом товара обратно в магазин. Давайте разберемся, какие в данном случае имеют права покупатели и какие условия должны быть ими соблюдены для возврата товара.
Для начала будем исходить из того, что причины возврата можно разделить на две больше группы:
1) возврат товара по причинам не связанным с наличием либо отсутствием недостатков (возврат товара надлежащего качества);
2) возврат товара в связи с наличием недостатков в товаре (возврат товара ненадлежащего качества).
Статья 28 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 90-З "О защите прав потребителей" (далее – Закон) закрепляет за потребителем право на возврат товара надлежащего качества. При этом такое право за потребителем сохраняется в течение четырнадцати дней с момента передачи ему товара, если более длительный срок не объявлен продавцом.
Следует учитывать, что не все товары надлежащего качества подлежат возврату. Перечень товаров, не подлежащих возврату, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.06.2002 N 778 "О мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О защите прав потребителей" (ред. от 20.12.2013).
Потребителю, в случае принятия решения о возврате товара, помимо вышеуказанных условий, необходимо соблюсти еще ряд требований Закона.
Во-первых, товар не должен был быть в употреблении.
Во-вторых, должны быть сохранены потребительские свойства товара.
В-третьих, наличие доказательств приобретения возвращаемого товара у данного продавца. Следует знать, что к документам, подтверждающим факт приобретения товара, наравне с чеком кассового оборудования относятся: квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция к отрывному талону, надлежащим образом оформленный технический паспорт, инструкция по эксплуатации, руководство пользователя, иной документ, содержащий сведения о продавце, наименовании, стоимости, дате приобретения товара, оформленный в порядке, утверждаемом Министерством торговли Республики Беларусь.
Учитывая специфику каждого товара, законодателем могут быть установлены дополнительные условия возврата того или иного товара. Так, к примеру, возврат обоев, возможен только в том же количестве, в каком они были приобретены.
Право покупателя, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, требовать расторжения договора розничной купли-продажи, возврата некачественного товара продавцу и возврата уплаченной за товар денежной суммы, предусмотрено, статьей 445 Гражданского кодекса, а так же пунктом 3 статьи 20 Закона.
Основанием для возврата товара ненадлежащего качества продавцу является наличие в товаре недостатка, под которым понимается несоответствие товара нормативным документам, устанавливающим требования к качеству товара, иному законодательству или условиям договора
Вышеуказанные требования покупатель вправе предъявить в течение гарантийного срока или срока годности товара. Необходимо отметить, что в отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены либо гарантийные сроки составляют менее двух лет, покупатель вправе предъявить требование продавцу о возврате денег, если недостатки в товаре обнаружены в течение двух лет со дня передачи товара (только в таком случае, покупателю необходимо доказать, что недостатки товара возникли до его передачи или по причинам, возникшим до момента его передачи).
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона потребитель вправе потребовать замены технически сложного товара или дорогостоящего товара (товар, стоимость которого в 400 и более раз превышает размер базовой величины, установленной на день продажи товара) только в случае обнаружения его существенных недостатков.
Понятие существенного недостатка товара определено в статье 1 Закона, согласно которой под существенным недостатком товара понимается: неустранимый недостаток; недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов (в размере тридцати и более процентов от стоимости товара, определяемой на момент устранения недостатка); несоразмерных затрат времени (превышающих максимально допустимые затраты времени, установленные техническими нормативными правовыми актами на устранение аналогичного недостатка) недостаток выявляется неоднократно или проявляется вновь после его устранения; другие подобные недостатки.
Следует знать, что продавец, к которому обратился покупатель с требованием о расторжении договора купли-продажи и возврате уплаченной суммы, в случае приобретения им товара ненадлежащего качества, обязан принять такой товар у покупателя и удовлетворить его заявленное требование незамедлительно, если не сомневается в его обоснованности.
В случае, если у продавца возникли сомнения о наличии недостатков товара либо о причинах их возникновения (т.е. являются ли данные недостатки производственными либо они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования и эксплуатации, товара), Закон оставляет за продавцом право провести проверку качества т.е. провести экспертизу.
Во избежание возможных в дальнейшем спорных ситуаций при передаче товара продавцу для проверки наличия и характера недостатков целесообразно составить акт приема-передачи товара.
Продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Порядок проведения такой экспертизы регламентируется Положением о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 N 26 "О некоторых вопросах защиты прав потребителей".
При этом, согласно части четвертой пункта 9 статьи 20 Закона потребитель вправе:
1) принять участие в проверке качества и проведении экспертизы товара лично или через своего представителя;
2) оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке;
3) провести экспертизу товара за свой счет.
Стоит еще отметить, что покупатель вправе возвратить некачественный товар продавцу без потребительской тары (упаковки). При возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец не вправе удерживать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за полного или частичного использования товара, потери им товарного вида, отсутствия технических документов (технического паспорта, инструкции по эксплуатации и т.п.) или других подобных обстоятельств. Необходимо так же иметь ввиду, что при расторжении договора потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения разницы между ценой товара, установленной договором, и ценой соответствующего товара на момент добровольного удовлетворения требования потребителя, а если требование добровольно не удовлетворено, - на момент вынесения судом решения. Другими словами, если цена на товар повысилась, пока Вы занимались его возвратом, то продавец должен вернуть денежную сумму в размере той цены, которая уже установилась на день возврата.
Законом не определена форма предъявления покупателем требования о возврате товара. Очевидно, что будет правильным оформить такое требование в письменном виде и адресовать его продавцу. К слову, не каждому продавцу товар надлежащего качества может быть возвращен. Требования покупателя, основанные на статье 28 Закона, не распространяются на случаи, когда продавцом является физическое лицо, осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке.
Требование о возврате товара и расторжении договора купли-продажи в письменном виде может быть вручено непосредственно продавцу (руководителю организации либо уполномоченному работнику) либо направлено посредством почты. Кроме того, покупатель вправе предъявить свое требование о возврате товара посредством записи в книге замечаний и предложений. Предъявить книгу замечаний и предложений по первому требованию покупателя – это обязанность продавца, в случае неисполнения которой, он несет административную ответственность. Если продавец по какой-либо причине отказывает вам в предоставлении книги замечаний и предложений, то покупателю необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения продавца и сообщить о таком отказе.
Сроки удовлетворения требования покупателя о возврате товара и расторжении договора купли-продажи установлены п. 1 ст. 25 и п. 4 ст. 28 Закона – такое требование покупателя подлежит удовлетворению продавцом незамедлительно. В случае если удовлетворить требование потребителя незамедлительно не представляется возможным, максимальный срок для удовлетворения требования не может превышать семи дней. За нарушение указанного срока продавец уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара на день его реализации.